Сергей (dr_axon) wrote,
Сергей
dr_axon

Category:

К самолету по болоту

Я уже несколько раз писал про огромные Оршинские болота под Тверью. Непроходимые для обычной колесной техники, они являются меккой тверских джиперов - где еще можно так весело и задорно утопить свой УАЗ и затем геройски вызволять его обратно?
Но в этот раз повод утопить машины в болоте был более чем достойный - ребята нарыли координаты останков "военного самолета" посреди болот. Возникла благая идея попробовать добраться до этого места, по возможности найти номера агрегатов и установить судьбу самолета и его экипажа.

Забегая вперед скажу, что цель была достигнута - на болоте были найдены остатки дальнего бомбардировщика ИЛ-4




А начиналось все как обычно - с магазина




Состав экспедиции - четыре УАЗа: 39е колеса +лебедка, 35+лебедка, 35, и 33 с лебедкой. Последний "малыш" на 33х Симексах был взят в последний момент и ожидаемо оказался самым слабым звеном.

Приключения начались еще на асфальте - у одной из машин на ходу открутился передний кардан




Этому не нужно удивляться. Это нормально. Это нужно воспринимать как обычное малозначительно событие




Съехали с асфальта в лес




Переправились через небольшую канаву




Немного ободрали лишнее железо




И очень быстро выехали на ковровое болото. Как выехали - так и приехали




А потом к нам прилетели инопланетяне.
Это не фотошоп, это так моя зажигалка снимает на максимальном приближении. Цифровой зум - однозначное зло.




Нормально получается только макросъемка




Слегка подмороженная клюква тает во рту, а не в руках




Тяжелые машины даже на максимально сдутых колесах легко рвут ковер и вязнут по самое небалуйся. В колею после УАЗа лучше не наступать




Попробовали тащить машины по тракам, но сильно это не спасало, да и траков на всех не хватало.




За следующие три часа мы прошли триста метров. До нужной точки оставалось несколько километров. Посланные вперед пешие разведчики вернулись с радостной инфой "там ваще пи***ц"




Т.к. основная цель была все-таки - самолет, к которому нужно было попасть до темноты, приняли решение бросить все машины в болоте и идти пешком.




Я еще не бегал марафон, но эти несколько километров по болоту, думаю, вполне сойдут за марафонскую дистанцию. В тяжеленных сапогах прыгать с кочки на кочку, через раз проваливаясь в трясину - верх наслаждения




Координаты оказались точными, и самолет мы нашли.
Судя по всему, это был двухмоторный цельнометаллический моноплан, совершивший вынужденную посадку предположительно в снег




Во время Великой отечественной войны немцы сюда не дошли, но линия фронта проходила всего в нескольких километрах западнее. Во воспоминаниям старожилов, воздушные бои в этих местах были горячие. Так что Оршинские болота хранят в своих недрах не одну единицу летной военной техники.


Баллоны с воздухом. Не знаю точно, для чего - либо от пневмосистемы убирания шасси, либо кислород для экипажа




Отлично сохранились внутренние конструкции крыльев, а вот обшивка варварски вырублена охотниками за цветметом




Несмотря на общую раздербаненность, сохранность оставшихся частей удивительна для того срока, который самолет провалялся под открытым небом - более 70 лет




Это - хвост. Точнее, остатки его подвижной части - руля направления.




Одно из мест крепления руля направления




Оба двигателя на месте, левый отвалился и поэтому находится глубже в воде, правый на своих местах крепления.




К сожалению, мы не имени ни малейшего понятия, в каких местах нужно искать номера на двигателях. Визуальный осмотр ничего не дал.

Сохранились точки крепления крыльев к основному фюзеляжу




Общими усилиями смогли поднять из воды переднюю нижнюю часть фюзеляжа. Судя по рубленой верхней кромке, охотники за цветметом были тут зимой, когда болото относительно проходимо на снегоходной технике, и смогли утащить с собой только те части самолета, которые не вмерзли в лед.




Именно этот хорошо сохранившийся кусок обшивки позволяет с уверенность сказать, что перед нами - дальний бомбардировщик Ил-4. Можно рассмотреть отверстие люка, через который в самолет попадал штурман (он же передний стрелок) и два характерных отверстия от носового остекления



Для сравнения:






А эта фотка двухлетней давности из моего архива - возил дочку 9 мая на Поклонную гору




Еще раз общий вид. Хвостовая часть за исключением упоминавшегося руля направления не сохранилась




Назад выбрались затемно и без особых приключений.
Думаю, история с этим самолетом будет иметь продолжение. Не переключайтесь!
Tags: Тверская область, авиация, историческое, оффроад
Subscribe

  • "Бегущий город" - Таллин

    Знакомство с Таллином в формате "Бегущего города" - однозначный плюс. Вряд ли у обычного туриста хватит фантазии намотать пешком 25 км по окраинным…

  • "Бегущий город - 2014": анонс

    На сайте "Бегущего города" опубликовался анонс на 2014 год. Плотненько там у них - Испания, Скандинавия, Прибалтика, много России. Чуть ли не через…

  • "Бегущий город" - Рига

    Очередной «Бегущий город», на этот раз в зарубежном исполнении. Вэлкам в Ригу выходного дня. Неспешная прогулка по старинным булыжным мостовым,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • "Бегущий город" - Таллин

    Знакомство с Таллином в формате "Бегущего города" - однозначный плюс. Вряд ли у обычного туриста хватит фантазии намотать пешком 25 км по окраинным…

  • "Бегущий город - 2014": анонс

    На сайте "Бегущего города" опубликовался анонс на 2014 год. Плотненько там у них - Испания, Скандинавия, Прибалтика, много России. Чуть ли не через…

  • "Бегущий город" - Рига

    Очередной «Бегущий город», на этот раз в зарубежном исполнении. Вэлкам в Ригу выходного дня. Неспешная прогулка по старинным булыжным мостовым,…